Зачем нужен дневник садовода

Зачем нужен дневник садовода

Садоводство — это «болезнь и» болеют «им люди, как правило, после 40 лет. В это время человек органично испытывает дефицит общения с природой, с окружающим растительным миром. Чем больше садовод-любитель знакомится со своими воспитанниками, тем больше интересных сортов он хотел бы выращивать на своем участке. Подбор сортов приобретает направленный характер. Хотим того или нет, но мы становимся исследователями, оцениваем названные сорта в конкретных условиях выращивания.

Каждый из нас через некоторое время имеет свою субъективную оценку того или иного сорта. Однако, чтобы лучше проанализировать свои исследования, наблюдения целесообразно записывать. Дневник садовода позволит подробнее выучить особенности роста и плодоношение, связать их с особенностями местонахождения, микроклимата, климатическими особенностями периода выращивания.

Прежде всего, необходимо завести отдельную тетрадь (дневник), в котором следует подробно вести учет всех работ на садовом участке. Особое внимание я уделяю посадки: дата, происхождение и возраст саженцев, сорт, подвой и т.д. На одной из первых страниц у меня план участка , на котором под своим порядковым номером показано размещение каждого растения. В экспликации для плана под этими же номерами название растений, сорт, подвой, возраст и происхождение, дата посадки.

Если в крону дерева прививаю другие сорта, то записываю их названия тоже в дневник, а также дату прививки, местонахождение на дереве (юг, север и т.д.). Если на одном дереве привито несколько сортов, то их перечень привожу в определенном порядке.

Первый год-два место прививки хорошо заметно. Можно отличить, то окулировки глазком (почкой), или прививки побегом. В дальнейшем, чтобы быстро находить привитые в крону дерева другие сорта, я их обозначаю белой масляной краской в месте прививки, периодически через несколько лет обновляю отметку.

Параллельно в хронологическом порядке записывает все работы на садовом участке: обрезка (дата, степень), посадки, культуры, выращеных в междурядье (дата посева, урожай) и другие. За раздел принимаю сезон работ. Так легче найти нужную информацию.

Отдельно записываю информацию по каждой культуре. Так лучше видно наличие сортов, их характеристику. Один из главных подходов в ведении дневника — простота в использовании, что достигается однотипной системой записи (порядок записи, сокращения, условные обозначения).

Так я веду полевой или рабочий дневник, всю информацию из которого периодически переписываю в другой, постоянно храню дома или другом месте. Желательно дублирующие записи вести в таком же порядке, как и в рабочем дневнике. Со временем мы привыкаем к местоположению записи в дневнике и быстро его потом находим. Это срабатывает зрительная память. Необходимость ведения дублирующих записей подтверждено многолетним опытом. Однажды я определял среднюю массу ягод смородины. В лаборатории я забыл полевую тетрадь. Где только я ее потом не искал: в своем кабинете, дома, все безрезультатно. Некоторые записи, не успел переписать, потерялись. Но основная информация сохранилась. И только через полтора года мне отдали полевую тетрадь коллеги по работе. Они нашли в лаборатории во время «ревизии» своих рабочих столов.

Очень желательно параллельно с наблюдениями за растениями вести наблюдения за погодой. Мой календарь погоды включает показатели: дата, температура воздуха в 7 и 14 часов, облачность, направление ветра, осадки, примечания. В последней графе записываю погодные особенности периода, сезона, года, выделяю лимитирующие климатические факторы. Эти наблюдения очень важны для вас, потому что они показывают особенности микроклимата конкретно вашего садового участка.

Поэтому советую всем скрупулезно вести свои записи. Они обязательно понадобятся, ведь садоводство — это постоянный поиск лучших сортов, технологий и т.п. Не верьте тому, кто считает, что все знает о наших зеленых друзей. Практика показывает другое: чем больше мы знаем, тем больше мы не знаем. Чем больше круг наших знаний, находящихся в бездны неизвестного, тем больше его поверхность, которая соприкасается с этим неизвестным.